Конференцию открыл вице-президент ФПА РФ, председатель ФСАР Алексей Галоганов, подчеркнувший необходимость внутрикорпоративной солидарности и сотрудничества общественных объединений адвокатов с ФПА РФ и другими органами адвокатского самоуправления в решении задач, стоящих перед адвокатурой. Президент ГРА Гасан Мирзоев согласился с тем, что общественные объединения адвокатов должны решать общие проблемы адвокатуры вместе с федеральными органами адвокатского самоуправления.
Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак сообщил, что финальное обсуждение Концепции пройдет в мае на площадке VIII Петербургского международного юридического форума, после чего доработка проекта завершится, и он будет представлен на утверждение в Правительство РФ, изменение указанных в государственной программе «Юстиция» сроков не планируется. Денис Новак подробно прокомментировал критические замечания по проекту, высказанные частью адвокатов во время его обсуждения на различных дискуссионных площадках и в СМИ, пояснил содержание отдельных положений документа, вызвавших недопонимание, и ответил на вопросы. (Напомним, что предварительный проект Концепции был опубликован Минюстом России 24 октября 2017 г. с целью публичного обсуждения, в ходе которого наряду с поддержкой проекта высказывались также замечания и предложения по его доработке.) «Некоторые замечания вызвали у меня искреннее удивление, тем более что я до перехода на государственную службу несколько лет сам был адвокатом», – сказал он.
1. Высказывается мнение о том, что Концепция не дает четкого соотношения понятий «юридическая помощь» и «юридические услуги», хотя употребление термина «юридические услуги» означает, что речь идет о коммерческой деятельности, извлечении прибыли, а оказание юридической помощи к услугам не относится. Денис Васильевич предложил обратиться к ст. 1 Закона об адвокатуре: «С одной стороны, она декларирует <…>, что адвокатская деятельность предпринимательской не является, с другой – говорит о том, что не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая работниками юридических служб юридических лиц, работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления, участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями, нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности. Отсюда следует, что оказание юридической помощи – не прерогатива адвокатов: квалифицированную юридическую помощь, по нашему Закону, по нашей Конституции, могут оказывать не только адвокаты, и Закон о бесплатной юридической помощи тоже об этом говорит, потому что к работникам государственных юридических бюро не предъявляются требования о наличии адвокатского статуса».
Он пояснил, что юридические услуги – это гражданско-правовая ипостась той деятельности, которая составляет оказание юридической помощи, и с точки зрения ГК РФ соглашение с доверителем об оказании юридической помощи является договором оказания услуг: вся судебная практика, включая практику КС РФ и ВС РФ, применяет к соглашениям об оказании юридической помощи адвокатами положения ГК РФ о договорах – как общие, так и положения о соответствующих видах договоров.
2. Отправной точкой Концепции Денис Новак назвал положение о том, что адвокатская деятельность является непредпринимательской, поскольку имеет особый, публично значимый характер, так же как деятельность нотариусов, арбитражных управляющих.
В настоящее время законодатель распространяет непредпринимательский характер не только на саму деятельность, но и на организационные вопросы, установив, что она может осуществляться только в некоммерческих формах. Но опыт показывает, что качество помощи, оказываемой большинством юристов, которые ведут практику в коммерческих формах, ничуть не ниже, чем у адвокатов. Вместе с тем в нерегулируемом сегменте весьма велик и сегмент недобросовестных, неквалифицированных лиц, при этом полностью отсутствует возможность закрыть им доступ в эту сферу.
Такая возможность появится только при условии вступления практикующих юристов в адвокатуру, а для того чтобы объединение состоялось, необходимо создать квалифицированным юристам условия для успешного продолжения их практики после приобретения адвокатского статуса – предоставить им право вести деятельность по оказанию юридической помощи в коммерческих организационно-правовых формах. Целью деятельности таких организаций будет извлечение прибыли, целью деятельности входящих в них адвокатов – оказание юридической помощи. Поясняя этот момент, заместитель министра юстиции провел аналогию с деятельностью врачей, которая не является предпринимательской, тогда как врачи ведут практику в основном в коммерческих структурах.
При этом Денис Новак напомнил, что Концепция предусматривает сохранение всех существующих в настоящее время видов адвокатских образований – некоммерческих организаций, в регулировании их деятельности принципиальных изменений не будет.
3. Еще одно возражение против проекта Концепции состоит в том, что работа адвокатов в адвокатских образованиях по трудовому договору, возможность которой заложена в проекте, подорвет независимость адвокатов как юридических советников и поэтому будет наносить ущерб интересам их доверителей. Но, во-первых, предлагается разрешить адвокатам работать по трудовому договору в адвокатских образованиях, которые в своей деятельности должны соблюдать Закон об адвокатуре, а во-вторых, Концепция предполагает изменения в Трудовой кодекс, предусматривающие ряд особенностей трудового договора между адвокатом и адвокатским образованием, которые гарантируют, что в рамках осуществления деятельности по оказанию юридической помощи работодатель влияние на работника оказывать не сможет.
4. Самый резонный, по словам Дениса Новака, вопрос критиков Концепции связан с компромиссом, на который ее авторы пошли для того, чтобы в короткие сроки достичь цели объединения профессии в рамках адвокатской корпорации, – приемом в адвокатуру юристов в упрощенном порядке при наличии у них пятилетнего стажа работы по специальности. «У нас помимо задачи по обеспечению права на получение квалифицированной юридической помощи есть еще задача по обеспечению права на доступ к правосудию, и если мы введем исключительное право адвокатов на судебное представительство, то мы должны понимать, что адвокатов в любом уголке нашей страны будет достаточно, чтобы обеспечить людей квалифицированной юридической помощью. Необходимо, чтобы возможность вступить в адвокатуру была у всех, кто оказывает юридическую помощь на хорошем квалификационном уровне», – пояснил он.
Но высказываются опасения, что возможность допуска к оказанию юридической помощи по уголовным делам лиц, которые не сдавали экзамен на знание уголовного права и процесса, приведет к нарушению ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
По мнению Дениса Васильевича, этот вопрос может быть решен в рамках адвокатской корпорации при формировании списков лиц, которым будут распределяться поручения на защиту по назначению по уголовным делам. Адвокатам, заключающим соглашение с доверителем, можно вменить в обязанность предупреждать доверителя о том, что они сдавали экзамен в упрощенном порядке.
5. Еще один аргумент, который приводится против Концепции, состоит в том, что объединение всех практикующих юристов в единую адвокатскую корпорацию приведет к росту конкуренции, в которой «вольнопрактикующие» юристы заведомо будут иметь серьезные преимущества, поскольку привыкли работать в рыночных условиях без ограничений, необходимых в деятельности адвокатов». По мнению Дениса Новака, это «аргумент с позиции слабого, того, кто боится нормальной, здоровой конкуренции. На самом деле конкуренция – это хорошо. <...> Дело здесь в качестве оказания юридической помощи».
Итоги дискуссии подвел президент ФПА РФ Юрий Пилипенко: сфера оказания юридической помощи должна быть адвокатской. «Некоторые наши коллеги полагают, что мы находимся перед выбором между “хорошо”, “очень хорошо” и “прекрасно”, но это не так. Когда ты находишься за рулем, твоя задача – не только думать о себе, но и понимать движение на дороге, по которой ты едешь». Юрий Сергеевич призвал коллег поддержать Концепцию Минюста. По предложению Гасана Мирзоева этот вопрос был поставлен на голосование, и подавляющим большинством голосов участники конференции вынесли резолюцию о необходимости принятия Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. На основе этого документа сфера оказания профессиональной юридической помощи будет урегулирована в интересах граждан, общества и государства. Только предлагаемое Концепцией объединение практикующих юристов в рамках адвокатской корпорации позволит полностью обеспечить гарантированное Конституцией РФ право на получение квалифицированной юридической помощи.